Доступная среда
Доступная среда
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В учреждении функционирует 3 общеобразовательные групп, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
В МАДОУ- д/с №5 «Теремок» разработана модель профессиональной взаимосвязи специалистов: учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, педагога доп. образования.
О специально оборудованных учебных кабинетах:
Специально оборудованные учебные кабинеты в детском саду отсутствуют. Образовательная деятельность, в том числе с воспитанниками с ОВЗ и с детьми инвалидами, проводится в групповых помещениях.
Пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью детей, в том числе с ОВЗ и детей инвалидов. Помещения групп оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возраста и роста воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников.
В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО и АОП ДО. Развивающая предметно-пространственная среда в группах постоянно обновляется. В группах имеется достаточное количество развивающих игр, много разнообразного дидактического материала в том числе, для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.
Педагоги нашего детского сада постоянно работают над моделированием предметно-развивающей среды, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
При организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие.
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют групповое помещение и объекты для проведения практических занятий. Все объекты для проведения практических занятий, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Все материалы доступны детям, при этом разграничены места хранения и использования материалов. Материалы периодически обновляются. Распределение по центрам сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту и особенностям развития и здоровья детей.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом с учетом развития детей в разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья, также детей инвалидов и с детей с ОВЗ.
О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В ДОУ отдельного помещения библиотеки нет, все методические пособия, периодические издания и другая методическая литература, находится в кабинете заведующей. Доступ для обучающихся, в том числе для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через педагогов.
В каждой возрастной группе есть методический библиотечный фонд, где имеется художественная и научно-методическая литература для педагога. В центрах «Речевой активности» для детей представлены произведения художественной, научно-популярной и справочной литературы, которые находятся в свободном доступе для детей, в том числе с ОВЗ и детей инвалидов.
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для реализации потребностей детей инвалидов и детей с ОВЗ в двигательной активности на занятиях и в свободной деятельности в детском саду имеется необходимое физкультурно-спортивное оборудование. Для физического развития детей имеется спортивный инвентарь, позволяющий обеспечивать оптимальное физическое развитие воспитанников в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной двигательной деятельности детей: мячи, скакалки, обручи, мешочки для метания, гимнастические скамейки, кегли, палки гимнастические, мягкие модули, массажный коврик резиновый и т.д.
На территории детского сада имеются прогулочные площадки со спортивным оборудованием.
Оборудование прогулочных площадок не имеет специально приспособленных для инвалидов тренажеров, но используется для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Средства обучения и воспитания, используемы в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО, АОП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Для организации разнообразных видов деятельности воспитанников МАДОУ обеспечено средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия и т.д.);
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.);
- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал);
- компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный проектор и др.) для организации работы педагога;
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Педагоги ДОУ в работе с детьми используют элементы технологий здоровьесберегающей направленности, таких как, «Арт-терапии», «Сказкотерапии», песочной терапии, оборудования для развития сенсорных навыков.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В ДОУ созданы определенные условия для обеспечения доступности маломобильных групп населения и для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- Возможность беспрепятственного входа в учреждение и выхода из него-центральный вход оборудован кнопкой вызова персонала.
- Официальный сайт учреждения адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
- Содействие инвалиду и лицам с ОВЗ при входе в учреждение и выходу из него, информирование о доступных маршрутах общественного транспорта.
- Оказание инвалидам и лицам с ОВЗ помощи, необходимой для получения в доступной форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
- Оказание работниками учреждения иной необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию учреждения наравне с другими лицами.
- Разработаны паспорт доступности учреждения, порядок обеспечения доступности для инвалидов зданий МАДОУ № 5 и оказываемых в нём услуг.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры:
О специальных условиях питания:
Рациональное питание детей - необходимое условие обеспечения здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению и работоспособности во все возрастные периоды.
В связи с этим организация рационов питания во время воспитательного и учебного процесса является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей, а обеспечение полноценного и безопасного питания дошкольников является приоритетным направлением в осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В детском саду организовано сбалансированное 4-х разовое питание детей на основании примерного 10-дневного меню, которое составляется в соответствии с СанПиН и ежедневно вывешивается на информационных стендах в приемных групп и доводится до сведения родителей. При подготовке меню (сезонное меню -осеннее, зимнее) учитываются очень важные условия - максимальное разнообразие блюд с обязательным введением в него всех групп продуктов, включая мясные, рыбные, молочные продукты, свежие фрукты и овощи в натуральном виде, в виде салатов и др., а также исключение частой повторяемости блюд в течение срока действия меню.
Ежедневно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов. В рационе присутствуют свежие овощи, соки, кисломолочные продукты. Приготовление пищи осуществляется в пищеблоке, оборудованном согласно требованиям СанПин в полном объеме. Для каждого блюда разработана технологическая карта. Питание воспитанников осуществляется в групповых помещениях.
Дети - инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья получают бесплатное питание при подтверждении получателем льготы.
О специальных условиях охраны здоровья:
В ДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Контроль состояния ребенка на этапе утреннего приёма воспитанников в ДОУ осуществляет воспитатель, а также медицинский работник.
Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей, родителей информируют и направляют в лечебное учреждение.
С целью снижения заболеваемости сотрудниками ДОУ проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя, корригирующая с использованием дыхательных упражнений, пальчиковая гимнастики, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).
Создана система оздоровительной работы с учетом условий ДОУ и контингента детей, включающая физкультурно-оздоровительную работу, рациональное питание, создание эмоционально-комфортной среды, способствующей формированию положительного, осознанного отношения к здоровому образу жизни, учитывающая особенности всех детей и в большей мере, направленной на удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей инвалидов.
При организации образовательного процесса используются методики и технологии здоровьесберегающей направленности, такие как: профилактика и коррекция плоскостопия и нарушений осанки ежедневно на утренней гимнастике и оздоровительной гимнастике после дневного сна, хождение босиком после дневного сна по массажным дорожкам. Психогимнастика ежедневно во всех видах непрерывной образовательной деятельности, гимнастика, стимулирующая деятельность речевых центров: пальчиковая, артикуляционная гимнастики, логоритмические игры используются педагогами ДОУ. Используются оздоровительные и закаливающие мероприятия – умывание лица и рук прохладной водой, мытье ног в летнее время.
О доступе к информационным системам и информационно телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
МАДОУ № 5 обеспечено современной информационно-технической базой (электронная почта, имеется выход в интернет, технические средства обучения, телевизоры, интерактивная доска, компьютер и т.д.).
Специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ нет. Свободный доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусматривается.
Учреждением обеспечены открытость и доступность информации о деятельности для всех заинтересованных лиц (публикации в СМИ, на сайте ДОУ, информационные стенды, выставки, презентации и т.д.).
В ДОУ имеется электронная почта teremokandr5@yandex.ru на которую можно отправлять сообщения.
В ДОУ имеется наличие официального сайта(ds5-teremok.ru), который соответствует установленным требованиям. На официальном сайте ДОУ размещена информация об общих сведениях ДОУ, о педагогических работниках, информация о деятельности учреждения, её основных направлениях, а также размещены важные документы, касающиеся организации образовательного процесса и многое другое. Также на официальном сайте МАДОУ № 5 имеется форма обратной связи, т.е. имеется возможность отправки сообщения, также как и на электронную почту детского сада.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Самостоятельного свободного доступа к электронным образовательным ресурсам дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья не имеют.
Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования детьми инвалидами и детьми с ОВЗ в ДОУ не имеется.
Для повышения качества воспитательно - образовательного процесса педагогами ДОУ используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, мультимедийные презентации, обучающие программы и другие.
Педагоги ДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности. Внедрение оргтехники в образовательный процесс позволяет педагогам пользоваться ИКТ для развития познавательной и творческой активности детей.
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
- мультимедийные установки (проектор, экраны со штативом, ноутбук, телевизор);
- музыкальный центр, магнитофоны;
- сенсорное оборудование;
- развивающее оборудование (песочницы для работы с песком).
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:
- возможность индивидуального сопровождения воспитанников узкими специалистами ДОУ (логопед, педагог-психолог);
- работа с семьями воспитанников;
- методическая работа с воспитателями.
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат; О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежития и интерната образовательное учреждение не имеет.
Доступная среда
О специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ
- о специально оборудованных учебных кабинетах;
(Специально оборудованных учебных кабинетов нет)
- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
(объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья НЕТ)
-о библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
(Библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Нет)
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
(Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — нет)
- о специальных условиях питания;
(Специальных условий питания — нет)
- о специальных условиях охраны здоровья;
Программа ЗДОРОВЬЕ, программа оздоровления детей на 2021-2025 уч.годы
Охрана объекта осуществляется ФГКУ управление вневедомственной охраны войск нацианальной гвардии Российской Федерации по Тверской области.
Здания МАДОУ оборудовано системой видеонаблюдения, пожарной сигнализацией (АПС) и кнопкой тревожной сигнализации (КТС), которые эксплуатируются в автономном режиме и круглосуточно находятся в рабочем состоянии.
Детский сад оснащен первичными средствами пожаротушения, размещенные в легкодоступных местах и проходят проверку в установленные Положением ППРРФ сроки.
В каждом здание размещены планы эвакуации с инструкциями о действиях при пожаре в помещении. Эвакуационные пути, тамбуры не загромождены оборудованием и другими предметами.В детском саду систематически проводятся тренировочные эвакуации, согласно утвержденным планам, на которых отрабатываются действия всех сотрудников и воспитанников на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Территория учреждения регулярно очищается от мусора, сухих листьев, травы и содержится в чистоте.
С сотрудниками ДОУ проводятся инструктажи по антитеррористической деятельности, пожарной безопасности, охране труда не реже 2-х раз в год(с обязательной отметкой в журнале).
С воспитанниками проводятся минутки безопасности, занятия по ОБЖ, профилактические мероприятия по детскому дорожно-транспортному травматизму, игры по охране здоровья и безопасности, направленные на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью и жизни.
Комплексная безопасность детского сада включает: антитеррористическую защищённость, пожарную безопасность, электробезопасность, физическую охрану, инженерно-техническое оборудование охраны, охрану труда, технику безопасности, оказание первой помощи, задачи по оперативному и своевременному выполнению мероприятий гражданской обороны.
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
(Доступа нет)
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
(Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования — Нет)
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат (Интернатов и общежитий нет)
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (Интернатов и общежитий нет)
Организация работы с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами
Работу с детьми, имеющими особенности в развитии, и детьми – инвалидами осуществляется специалистами:
-Васильева Оксана Сергеевна – учитель-логопед
- Богданова Наталья Викторовна – музыкальный руководитель
В ДОУ функционирует логопункт.
Приоритетные направления развития ДОУ:
- развитие детского познавательного интереса к знаниям, положительная мотивация к школьному обучению.
- совершенствование системы информационного обеспечения ДОУ в создании образовательных ресурсов для использования в работе с дошкольниками.
- повышение качества образования через внедрение новых образовательных технологий (здоровьесберегающих технологий, игровых технологий, технологий проектной деятельности);
- обеспечение полноценного социально- эмоционального развития дошкольников;
- формирование коммуникативных навыков;
- коррекция речи детей.
Количество детей 48 воспитанников.
1.Характеристика детей, посещающих детский сад
Данные о возрастном составе:
1 младшая 2-3 года – 10;
Сад 3-7 лет -38
Дети, требующие особой социально-педагогической поддержки и защиты
1.Дети, посещающие коррекционную (логопедическую группу)-23
2. Дети – инвалиды -2
из них:
- детей с ОНР – 23
Характеристика семей
Количество семей | Малообеспеченные семьи (кол-во и %) | Остронуждающиеся семьи (кол-во и %) | Домохозяек (кол-во и %) |
44 | - | - | 7(15%) |
Количество детей в семье
Количество семей |
Один ребёнок (кол-во и %) |
Двое детей (кол-во и %) |
Трое детей и больше (кол-во и %) |
44 | 10(22,7%) | 23(52,3%) | 11 (25%) |